В ночь с 20 на 21 августа 1968 года в Чехословакию вошли войска пяти стран Варшавского договора — СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии. Более 200 тысяч военнослужащих и около 5 тысяч танков участвовали в этой операции, получившей кодовое название «Дунай».
Целью было подавить «Пражскую весну» — курс на демократические реформы, который проводило руководство страны во главе с Александром Дубчеком. Чехословацкое общество требовало свободы печати, собраний, открытой политической системы. Но советское руководство расценило эти шаги как угрозу «социалистическому лагерю».
Официальная позиция Москвы и союзников была сформулирована как «оказание братской помощи чехословацкому народу». В заявлении руководителей стран Варшавского договора звучало:
Мы решительно поддерживаем здоровые силы в Чехословакии, которые выступают против угрозы контрреволюции. Наши войска пришли на помощь братскому народу для защиты социализма».
Однако реакция самих чехов была иной. Александр Дубчек в ночь вторжения обратился к гражданам:
Мы требуем, чтобы войска немедленно покинули Чехословакию. Наше руководство не приглашало никакие армии на территорию страны. Мы остаёмся на своих постах, продолжая действовать в интересах народа и социализма, который мы хотели сделать более человечным».
22 июля 1968 года советский диссидент и правозащитник Анатолий Марченко направил в западные СМИ письмо в поддержку реформ в Чехословакии. В нём он писал:
Мне стыдно за свою страну, которая снова выступает в позорной роли жандарма Европы. Единодушие наших граждан и в этом случае фикция, создаваемая искусственно, путем нарушения той самой свободы слова, которая осуществляется в ЧССР».
За это письмо Анатолий Марченко вскоре был арестован.

Правозащитник Анатолий Марченко
Полный текст письма Анатолия Марченко.
В первые дни вторжения в Чехословакии погибло более 100 человек, тысячи были ранены. Граждане массово выходили на улицы, снимали и переворачивали дорожные знаки, чтобы запутать войска. Но сопротивление было сломлено: реформы свёрнуты, начались годы «нормализации».
Вторжение в Чехословакию стало прелюдией к новым агрессивным войнам, которые почти безостановочно ведет наша страна: Афганистан, Чечня, Грузия, сегодня – несокрушимая Украина. И снова — как в трагическом финале «Бориса Годунова» — «народ безмолвствует».