Росфинмониторинг ежемесячно добавляет в реестр «террористов и экстремистов» от 250 до 350 человек. По подсчётам издания «Новая газета Европа», сейчас в нём числится уже 18 771 человек.
Каждые несколько дней появляются новости о внесении в список «террористов и экстремистов». Так, только за последние две недели в него включили блогера Илью Варламова, историка русской кухни Павла Сюткина, политиков Илью Яшина и Владимира Кара-Мурзу. Каждый десятый из новых фигурантов — несовершеннолетний, каждый пятый — гражданин Украины.
По данным издания, темпы расширения списка резко выросли: если в 2022 году в реестр внесли около 1,4 тысячи человек, то в 2024 году — уже 3,2 тысячи. За неполный 2025 год в список попали более трёх тысяч человек, то есть в среднем по 319 ежемесячно. Это в два раза больше, чем в первые годы после начала полномасштабного вторжения России в Украину.
Особую тревогу вызывают новые тенденции. С лета 2025 года каждый десятый добавленный в список — младше 18 лет. Кроме того, с 2023 года увеличивается доля украинских граждан, среди которых — пленные военнослужащие и гражданские лица, осуждённые в России по «террористическим» статьям.
Эксперты связывают рост числа «экстремистов» с ужесточением законодательства и расширением полномочий Росфинмониторинга. В список теперь попадают не только осуждённые, но и подозреваемые, что открывает путь к массовым нарушениям прав человека. «Сегодня в реестре больше людей, чем вынесено приговоров по „террористическим“ и „экстремистским“ статьям», — отмечает «Новая газета Европа».
Попадание в этот список означает блокировку банковских счетов, ограничение трудовых и социальных прав и практически исключает возможность нормальной жизни.
Выйти из списка «террористов и экстремистов» можно при отбытии наказания и погашении судимости либо при снятии обвинений… обвинения в таких делах снимают редко, и в большинстве случаев из списка исключают при погашении судимости. Исключение происходит по усмотрению силовиков — иногда могут не убирать из списка вообще, либо убрать раньше. В 2025 году (до середины октября) из перечня вычеркнули 559 человек, а добавили 3031, — отмечает издание.
Читать исследование полностью: Новая газета.
Иллюстрация: Rystic