Ключевые партнёры музея:

Search

Мы не остановимся. Команда Пермского Мемориала прощается со своим Учителем

от Olga Timofeeva

19 декабря 2025 года скончался Виктор Александрович Шмыров. Это огромная утрата для правозащитного сообщества всей России и личная потеря для каждого из нас – пермских мемориальцев.

Виктор Александрович для нас – не просто выдающийся учёный, несгибаемый и принципиальный правозащитник, музейный деятель мирового уровня; для нас он – Учитель. Виктор Шмыров стал тем человеком, который открыл многим из нас глаза на историю политических репрессий в Советском Союзе – на студенческой скамье или в волонтёрских лагерях музея «Пермь-36».

Он был из поколения отцов-основателей «Пермского Мемориала», и на протяжении всей истории нашей организации мы шли рядом, одним курсом, параллельными путями, и эти пути постоянно пересекались вопреки законам Эвклида.

Виктор Шмыров – ключевая фигура для исторической науки Прикамья и особенно для музейной сферы. Он руководил Чердынским музеем – сокровищницей древних артефактов на севере Пермского края. Он возглавлял исторический факультет Пермского педагогического института. Он опубликовал десятки научных трудов. Однако его главное детище – это музей «Пермь-36», единственный в мире музей политических репрессий в бывшем лагере ГУЛАГа.

Вместе со спутницей, единомышленницей, опорой – женой Татьяной Георгиевной и с командой молодых волонтёров Виктор Шмыров восстанавливал старый исправительно-трудовой лагерь буквально по брёвнышку. Спустя годы «Пермь-36» стала мощным центром гражданского воспитания, формирования гражданского общества. Здесь с 2007 по 2012 годы проходил гражданский форум «Пилорама»: дискуссии, лекции, выставки, концерты, театральные перформансы. Сюда съезжались бывшие диссиденты, правозащитники, представители музеев совести со всего мира.

Съезжались и студенты, и школьники… Это было опасно для крепнущей российской диктатуры, и в 2013 году музей был уничтожен. Он формально всё ещё существует, но сегодня это именно формальное, «для галочки» учреждение, полностью подконтрольное государству.

Виктор Александрович умер накануне своего дня рождения. Ему должно было исполниться 79. Не самый солидный возраст для человека XXI века, но все, кто был знаком со Шмыровым и его семьёй, поражаются, что он дожил даже до этих лет.

Потому что его убивали. Планомерно, последовательно, с наслаждением, много лет. Его травили, лишали права на работу, на слово. Не только власти: к травле с готовностью присоединились многие коллеги – российские музейщики, и это было особенно больно.

Четыре инфаркта, неоднократные операции на открытом сердце. Он был на грани клинической смерти, но снова и снова восстанавливался: воля плюс интеллект – это огромный ресурс для выживания. Он жил ради своего детища – «Перми-36», которая в нынешние непростые годы перевоплотилась в виртуальный музей истории политических репрессий. Он работал над этим проектом до последнего.

Проект обязан быть продолжен и завершён. И он будет завершён.

…И ещё он жил ради семьи. Такая жена, как Татьяна Георгиевна, и такие сыновья, как Андрей и Александр – это его награда за все лишения, и награда достойная.

Потеря Виктора Александровича – это, прежде всего, их личное огромное горе.

И ещё это огромная несправедливость. Он мечтал вернуться в «Пермь-36» по праву идейного лидера этого центра гражданского просвещения, но мечта не сбылась. Что ж, мечты бывают несбыточными – это их частое свойство, на то они и мечты.

Зато вот наука – она штука точная, безэмоциональная, диктующая трезвый взгляд на вещи. История – тоже наука, и она нам говорит, что рано или поздно всё встанет на свои места, все гении и злодеи будут названы поимённо и займут свои места в раю или в аду памяти человечества. Виктор Шмыров будет признан героем сопротивления российской диктатуре и станет знаменем для тех, кто продолжит эту борьбу.

Он этого, конечно, не увидит, но он это знал наверняка: ведь он историк, а история всё оценивает и всё объясняет.

Сегодня мы переживаем горчайшие дни для «Пермского Мемориала». Мы вспоминаем Виктора Александровича, вспоминаем нашу молодость, годы, полные надежд и масштабных планов.

«Пермский Мемориал» сегодня вместе с Татьяной Георгиевной, Андреем и Александром Шмыровыми скорбит и плачет. Мы продолжаем делать своё дело; пусть из-за границы, из изгнания, продолжаем говорить о правах человека, открывать правду о российской истории – и о России сегодня.

Мы не остановимся.

Спасибо вам, Виктор Александрович.

Пермский Мемориал