Ключевые партнёры музея:

Островский Владимир Иванович

Родился в 1931 г. на хуторе Забара Кременецкого повята Тарнопольского воеводства, Польской Республики. Украинец. Образование среднее.

Арестован 18 сентября 1952 г. и осужден 28 февраля 1953 г. по ст. 54-1 «а» — «Измена Родине» УК УССР к расстрелу с конфискацией всего имущества. Постановлением ПВС СССР расстрел заменен 25 годами с поражением в правах на 5 лет[1].

В тот же день, тем же трибуналом с такой же мерой наказания был осужден Г.Н. Гуцало[2].

Особые пометки на учетной карточке: «ВМН» — высшая мера наказания, «нац» — националист.

В графе «Место работы» — «до банды учился в 7 классе»

При аресте В.И. Островского были указаны статьи обвинения: 58-8 — «Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов, хотя бы и лицами, не принадлежащими к контрреволюционной организации,» УК РСФСР; 54-9, — «Разрушение или повреждение с контрреволю­ционной целью взрывом, поджогом или другими способами железнодорожных или иных путей и средств сообщения, средств народной связи, водопровода, общественных скла­дов и иных сооружений или государственного или обще­ственного имущества» 54-11 – «Всякого рода организационная деятельность, на­правления к подготовке или совершению предусмотрен­ных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или соверше­ния одного из преступлении, предусмотренных настоящей главой» и 54-1 «а» — «Измена родине» УК УССР, но в решении суда осталась лишь одна измена[3].

Состав обвинения – «измена»+«участие в антисоветской организации» – традиционен для осужденных за националистическую деятельность[4].   К ним могли добавляться обвинения в террористической деятельности, диверсиях, вооруженном восстании или вторжении в контрреволюционных целях на советскую территорию и некоторых других.

Заключение отбывал в лагерях ГУЛАГа, Мордовских политлагерях, лагере Пермь-35[5].

По информации Хроники текущих событий (ХТС), был бригадиром, по рапортам которого заключенных отправляли в ШИЗО, активистом совета коллектива колонии, предложившим отдавать под суд заключенных, принимавших участие в голодовках[6].

В списке заключенных ХТС — «был министром в правительстве Белоруссии, созданном немцами. Срок 25 лет. В лагере — член совета коллектива колонии»[7].

Заместитель министра юстиции СССР А.Я. Сухарев в одном из своих интервью назвал заключенного лагеря Пермь-35 Островского «президентом Белорусской центральной рады, сформированной нацистами в оккупированном Минске»[8].

Освобожден по помилованию 18 августа 1976 г., за год до окончания срока заключения[9].

 

[1] Учетная карточка заключенного В.И. Островского; Учетная картотека Управления Дубравного ИТЛ.

[2] Учетная карточка заключенного Г.Н. Гуцало.

[3] Учетная карточка заключенного В.И. Островского.

[4] Постановление пленума Верховного суда СССР № 12/8/у/с «О квалификации преступления членов антисоветской организации ОУН» от 7 августа 1944 г. — Сборник законодательных нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., Республика, 1993, с. 45.

[5] Там же; Список заключенных лагеря «Пермь-36».

[6] ХТС 33/22; 41/37.

[7] ХТС 33/43.

[8] ХТС 39/63-64.

[9] Учетная карточка.

Учетные карточки