Ключевые партнёры музея:

Строцень Павел Николаевич

Родился в 1928 г. в с. Муховка Чертковского повята Тернопольского воеводства Польской Республики. Украинец. Образование 3 класса. Ездовой в колхозе имени Шевченко Чортковского района.

Арестован 15 мая 1958 г. и осужден 30 октября 1958 г. по ст. 54-1 «а» — «Измена Родине», ст. 54-8 «Совершение террористических актов, направленных против представителей Советской власти или деятелей ре­волюционных рабочих и крестьянских организаций, и участие в выполнении таких актов», ст. 54-10 ч. 2 — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных пре­ступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литера­туры того же содержания при массовых волнениях или с исполь­зованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объяв­ленных на военном положении», ст. 54-11 — «Всякого рода организационная деятельность, на­правления к подготовке или совершению предусмотрен­ных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или соверше­ния одного из преступлении, предусмотренных настоящей главой», ст. 196 – «Незаконное изготовление, хранение и сбыт взрывчатых веществ и оружия» УК УССР; п. 4 — «Хищение колхозного, кооперативного или иного общественного имущества, совершаемое повторно, а равно совершенное организованной группой (шайкой) или в крупных размерах» Указа ПВС от 4 июня 1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества»[1].

Все эти обвинения указаны в его учетной карточке, где по ошибке при перечислении статей обвинения вместо ст. 54-8 записана ст. 54-3 [cношения в контрреволюционных целях с иностранным государством], и с той же ошибкой в списке заключенных лагеря Пермь-36[2].

Состав обвинения – «измена»+«участие в антисоветской организации» – традиционен для осужденных за националистическую деятельность[3].   К ним могли добавляться обвинения в террористической деятельности, диверсиях, вооруженном восстании или вторжении в контрреволюционных целях на советскую территорию и некоторых других.

Был обвинен в том, что «осенью 1944 года был вовлечен в молодежную националистическую организацию «Юнаки», ставившую своей целью оказание помощи бандитам ОУН в их борьбе с советской властью за создание на территории УССР т.н. «Самостийной Украины»; осенью 1948 года приобрел брошюру антисоветского содержания, которую давал читать другим лицам; в 1948 году приобрел карабин русского образца…; осенью 1949 года и в мае 1950 года разбрасывал в селе листовки антисоветского содержания, весной 1951 года в течение двух дней укрывал в сарае раненого бандита ОУН …, снабжал его продуктами питания и делал ему перевязку; с 1956 года до дня ареста хранил пистолет, сделанный из ракетницы для стрельбы патронами пистолета ТТ; в ночь с 26 на 27 августа 1956 года совместно с Пастушак А.Т. участвовал в совершении террористического акта над … капитаном польской армии Рекуш Д.А., при совершении теракта предложил Пастушаку стрелять в голову, что последний и сделал, убив Рекуш; 3 марта 1957 года вместе с Пастушак А.Т. похитили из магазина Муховского ССТ 600 рублей денег; 13 апреля 1958 года совместно с Пастушак А.Т. пытался совершить террористический акт над бригадиром колхоза имени Шевченко Ковцун М.Д., однако это им осуществить не удалось»[4].

Приговорен «по совокупности совершенных преступлений согласно ст. 54-8 УК УССР и санкции ст. 54-2  — «высшая меря социальной защиты — расстрел» УК УССР с применением Указа Президиума Верховного Совет СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни», к 5 годам тюремного заключения и 20 годам исправительно-трудовых лагерей, конфискации всего имущества, последующему поражению в активном и пассивном избирательных правах на 5 лет и высылке за пределы Украинской ССР на 5 лет[5].

Особая пометки на учетной карточке: «банда ОУН».

Заключение отбывал в тюрьме № 2 г. Владимир, в Мордовских политлагерях, в лагерях Пермь-36 и Пермь-37[6].

7 апреля 1983 г., за месяц до окончания срока заключения по постановлению УКГБ Тернопольской области был этапирован в СИЗО УВД Тернопольского облисполкома г. Чортков[7].

 

[1] Учетные карточки заключенного П.Н. Строценя; Учетная картотека Управления Дубравного ИТЛ; УСБУ по Тернопольской области. Основной фонд прекращенных дел. Д.31084. Т.7. Л.365.

[2] Заключенные Пермских политлагерей.

[3] Постановление пленума Верховного суда СССР № 12/8/у/с «О квалификации преступления членов антисоветской организации ОУН» от 7 августа 1944 г. — Сборник законодательных нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., Республика, 1993, с. 45.

[4] УСБУ по Тернопольской области. Основной фонд прекращенных дел. Д.31084. Т.7. Л. 291-302.

[5] Там же. Т. 7. ЛЛ. 365-366.

[6] Учетные карточки; Списки заключенных лагерей Пермь-36 и Пермь-37; Учетная картотека Управления Дубравного ИТЛ

[7] Учетная карточка лагеря Пермь-37.

 

 

Учетные карточки