Ключевые партнёры музея:

Участок строгого режима

от балабанова

Уголовное и исправительно-трудовое законодательство установило в начале 60-х годов четыре режима содержания заключенных в исправительно-трудовых колониях: общий, усиленный, строгий и особый. Но для особо опасных государственных преступников существовали только два режима – строгий и особый.

Руины участка строгого режима лагеря Пермь-36 в 1994 году

В действующем музейном комплексе именно участок строгого режима первым встречает туристов. Здесь же расположены уникальные деревянные постройки времен сталинского ГУЛАГа – единственные сохранившиеся в мире в экспозиционной целостности.

К заключению на строгом режиме приговаривались «осужденные к лишению свободы за особо опасные государственные преступления либо ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы… В колониях строгого режима осужденные: содержатся в обычных жилых помещениях; могут расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости деньги в сумме до пяти рублей в месяц; имеют право в течение года на два краткосрочных и одно длительное свидание; могут получать не более двух бандеролей в год и отправлять не более двух писем в месяц; по отбытии половины срока наказания им разрешается в течение года получать одну посылку или передачу» — ст. 64 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1970 г.

Вид на участок строгого режима с наблюдательного пункта. 2002 г.

В 1972 году в жилой зоне участка строго режима стояли три деревянных барака постройки 1946 года, кирпичное здание штрафного изолятора 40-х годов постройки, кирпичный внутрилагерный штаб с клубом для заключенных, построенный летом 1972 г., и тогда же построенный кирпичный неотапливаемый туалет, баня с прачечной и медсанчасть, перестроенная в 1968 году из медпункта конца 40-х годов, а также каптерка – склад личных вещей заключенных. Сами заключенные были размещены в двух бараках, а в третьем была устроена столовая с кухней, продуктовым складом и ларьком.

Участок строгого режима в процессе восстановления. 2005 г.

Старые бараки прогнили настолько, что в 1978 году один их них за крайней ветхостью был разобран, всех заключенных свели в один барак, столовую были вынуждены объединить в одном помещении с клубом, а кухню, потеснив его, перенесли на половину внутрилагерного штаба. Новый двухэтажный штаб с контрольно-пропускным пунктом, комнатами для свидания заключенных, шлюзом для обыска техники заезжающей в лагерь и помещений для дежурной смены охраны выстроили в северо-восточном углу лагеря.

План участка строгого режима лагеря Пермь-36

В рабочей зоне находились большой цех постройки 40-х годов с позднейшим пристроем из бетонных блоков, второй бревенчатый цех, служивший прежде конторой отдела главного механика, старая бревенчатая кузница, кирпичная кочегарка конца 50-х годов и аварийная дизель-генераторная электростанция. Рабочая зона была отделена от жилой двумя дощатыми заборами с «прострельным» коридором между ними, пропускным пунктом и стальными воротами из рабочей зоны в жилую.

Восстановленный «прострельный» коридор между жилой и рабочей зонами

Позднее в производственной зоне установили пилораму, для чего перенесли на несколько десятков метров ограждения западной стороны, а на появившейся в жилой зоне свободной площадке был разбит огород, на котором заключенные-коллаборационисты выращивали овощи для офицеров лагеря.